Романова Ю.Д. "Развивая научное детище А.И. Китова – систему НОРМИН"
Начало моего знакомства с А.И. Китовым датируется 1975 годом. Я тогда впервые услышалаоб Анатолии Ивановиче в Московском электротехническом институте связи (МЭИС, ныне Московский технический университет связи и информатики МТУСИ), когда училась на 3-м курсе инженерно-экономического факультета. Начиналась новая дисциплина «Теория автоматической обработки экономической информации», и лектором был профессор кафедры«Автоматизированной обработки информации», доктор технических наук А.И. Китов. Мнезнакома была только фамилия, поскольку она стояла на учебнике А.И. Китова и Н.А.Криницкого.
Среди студентов моего факультета слух об этом предмете был такой: «Идти на лекцию надо обязательно! Это что-то… читает умнейший человек, светило». Первую лекцию я особенно запомнила, потому что был какой-то ажиотаж, народ толпился перед аудиторией, и, редкое событие, в аудитории не хватило всем мест. На партах, вмещающих по 6 человек – сидело по 8–9. Точно по звонку вошел Анатолий Иванович, и по залу прошла волна шепота и разговоров. Невысокого роста, крепкий, решительный, с хорошо поставленным, я бы сказала, командирским голосом, не приходилось ни прислушиваться, ни переспрашивать. Это потом я узнала, что Анатолий Иванович – бывший полковник артиллерист, и в таком голосе не было ничего необычного. Но первое впечатление было очень сильное! Ни записок, ни шпаргалок, плавная речь, без «коротких замыканий» и повторений. Рассказ построен очень логично. Самое интересное, что весь семестр на лекциях Анатолия Ивановича не было свободных мест. Даже семейные и работающие студенты делали все, чтобы иметь возможность попасть к нему на лекцию.
На экзамене по дисциплине я попала сдавать билет самому Анатолию Ивановичу, про его манеру принимать экзамен никто из сокурсников не знал – он был лектором. Предмет я знала, он мне нравился, но и волнение было нешуточным. Сдавать, однако, мне было легко, о такой доброжелательности, внимании к экзаменуемому и его рассказу можно было только мечтать. Я получила 5. Надо сказать, что практически все мои одногруппники, сдававшие экзамен Анатолию Ивановичу, чувствовали себя очень спокойно, независимоот уровня собственных знаний, оценки были объективными. Это очень характерно дляАнатолия Ивановича – кто бы не был его визави, на него распространялся его магнетизми доброжелательность.
На диплом и дипломную практику я попала к бывшей ученице Анатолия Ивановича Серовайской Ларисе Ивановне. Поскольку Анатолий Иванович был ученым, имеющим свою научную школу, то логично было, что все его ученики развивали и продолжали его дело и вели научнуюдеятельность в соответствии с основной идеологией научной школы. Направление, которымв этот период времени занимался Анатолий Иванович, состояло в разработке теоретическойконцепции модели ограниченного естественного языка для идеи смыслового поиска информациис помощью компьютера и практической реализации положений этой концепции. По рекомендации Анатолия Ивановича дипломную работу я писала во Всесоюзном научно-исследовательскоминституте медицинской и медико-биологической информации (ВНИИМИ), и в этом же институтебыли внедрены мои разработки. Поскольку училась я хорошо, в институте был опыт веденияисследовательской и программистской работы, то, естественно, захотелось поступитьв аспирантуру. Но мало было подать заявление и сдать экзамены, нужно было заинтересоватьв своей кандидатуре будущего научного руководителя. Деканом моего инженерно-экономическогофакультета бы доцент Борис Михайлович Романов. Он порекомендовал мне обратитьсяк Анатолию Ивановичу за советом и дал рекомендацию, сказав: «Анатолий Иванович –настоящий ученый, у него стопроцентный выпуск аспирантов, и все на ура». Я поступилав очную аспирантуру МЭИС и стала аспиранткой А.И. Китова. У многих моих однокашниковв выражениях лиц появлялось уважение и почтительность, когда они узнавали о моемруководителе: «Повезло тебе». В МЭИСе А.И. Китов работал около 5 лет (точно я незнаю). Был профессором кафедры «Автоматизированной обработки информации», руководиласпирантами. То, что мне повезло, я чувствовала все время обучения в аспирантуре.На протяжении всего времени обучения Анатолий Иванович вел меня твердой рукой, ставилзадачи и обязательно в установленное время проверял решение. Если что-то не получалось,то его внимание было сродни вниманию к больной, мол «как же так, может, не все возможностииспользовали». И что особенно было здорово, никогда не бросал на произвол судьбы– что бы не требовалось – дать совет как написать, как подойти к решению, на чтосделать акцент, где опубликовать материал и др. – всегда можно было рассчитыватьна его внимание. Он не «бросил» меня как подшефную аспирантку третьего года обучения,когда перешел на преподавательскую работу из МЭИСа в Московский институт народногохозяйства им. Г.В. Плеханова.
АнатолийИванович всегда был добр и внимателен к собеседнику – будь то студент или коллега.Под его руководством я быстро написала диссертацию, отладила весь комплекс программи получила справки о внедрении результатов в нескольких организациях и предприятиях.Тема моей работы состояла в разработке и практической реализации его детища – автоматизированнойсистемы, работающей на основе нормализованного естественного языка НОРМИН. Над этойпроблемой работали в то время многие соискатели и аспиранты Анатолия Ивановича,что естественно, поскольку система задумывалась как комплекс, то разрабатывать еедолжен был коллектив. Анатолий Иванович был организатором, координатором и душойвсего этого дела. Блестящий ученый, эрудит, он мог ответить на любой вопрос. Замечательныйпреподаватель, если он хотел объяснить, то доходило до любого слушателя, потомучто сложные вещи он объяснял просто. Всегда был в курсе всех направлений развитиянашей науки.
Дляменя он явился стимулом даже в совершенствовании владением английским языком. АнатолийИванович владел им очень хорошо, иногда даже вдруг мог к месту прочитать стихотворениеили пословицу.
Яочень благодарна Анатолию Ивановичу за все, что он для меня сделал. Он просто сталчеловеком, который круто изменил мою жизнь (и догадываюсь, не только мою).
Еслибудет позволено в рамках данного воспоминания о нем чуть рассказать о себе, то егообраз замечательного, неравнодушного ПЕДАГОГА и ЧЕЛОВЕКА станет еще очевиднее.
Какя уже говорила, диссертацию свою я завершила в срок. Защита диссертации должна былапроходить в Московском институте связи, но истек срок полномочий Совета, и началосьего переутверждение. К моему несчастью, новый Совет не мог переутвердиться оченьдолго – около двух лет. Внедрения моей работы устаревали, мы вместе с АнатолиемИвановичем постоянно искали и находили новые места для внедрения работы, я вышлазамуж, родила сына, через три месяца после родов вышла на преподавательскую работуассистентом на кафедру вычислительной техники и программирования в МИНХ им. Г.В.Плеханова, куда незадолго до этого меня пригласил Анатолий Иванович, ведь надо былозавершать дело и… устала бороться с обстоятельствами. Я собралась с духом, пришлак Анатолию Ивановичу и, глядя в пол, сказала, что я не могу больше ждать УчёногоСовета, переделывать внедрения и т.п., я решила отказаться от защиты диссертации.То, как среагировал Анатолий Иванович, просто застало меня врасплох. Он взглянулна меня очень пронзительно, с какой-то печалью и сказал (его взгляд и слова мнезапомнились на всю жизнь): «Ну, хорошо, Юля, конечно, я понимаю. Но Вы будете уменя первой аспиранткой, которая не защитилась!» У меня был просто шок! Я буду первымпровалом такого человека! Как же так, в институте Ленинским стипендиатом, психологияотличницы… Как я сейчас понимаю, на это Анатолий Иванович и рассчитывал, он былвеликолепный психолог и педагог. Это был определенный вызов мне! Естественно, былнайден другой Учёный Совет, я сдала еще один кандидатский экзамен, защитилась вМосковском институте народного хозяйства им. Г.В. Плеханова в течение полугода послеэтого разговора. Великое спасибо Анатолию Ивановичу! Тот момент явился поворотным во всей моей будущей жизни, я стала уверенной в себе, пропали комплексы и сомнения,был дан старт успешной карьере преподавателя.
Какимон был замечательным заведующим кафедрой! Кафедра была за ним как за каменной стеной– все работы распределялись равномерно между членами кафедры (нас было 13 человек),все междоусобные трения решались им просто и эффективно и практически были простосведены на нет. На кафедре была замечательная атмосфера, где каждый чувствовал себянужным, полезным и защищенным.
Оночень хорошо чувствовал людей. Мог быть добрым и требовательным, мог быть оченьстрогим. Уровень его знаний и эрудиции был так высок, что он мог без подготовкичитать лекции практически на любую тему! После того, как Анатолий Иванович решилснять с себя полномочия заведующего, он продолжал работать на кафедре профессором,читал лекции.
Я благодарна судьбе за то, что она меня свела с таким человеком, ученым, педагогом, мастером своего дела!